Поэт Александр Решетов
В конце шестидесятых годов двадцатого века вышла в свет первая книга о жизни и творчестве поэта Александра Решетова, принадлежащая перу критика Н. Пантелеймонова. В ней прослежен с достаточной полнотой жизненный и творческий путь поэта. В книге не только обобщен и проанализирован большой материал тридцати изданных при жизни поэта книг, литературы о них, но и дано много нового. Это — ранее не публиковавшиеся страницы дневниковых записей поэта, наброски статей и другие материалы из архива поэта.
Привлечение автором воспоминаний и свидетельств людей, хорошо знавших А. Решетова, живших и работавших рядом с ним, делает книгу еще более достоверной и живой. Думается, что книга Н. Пантелеймонова выходит за рамки критико-биографического очерка и является, в сущности, документальной повестью о поэте.
Темы стихов Александра Решетова
В нашей критике А. Решетова нередко причисляли к поэтам деревенской темы. Однако наряду с деревенской темой большое место в творчестве поэта занимала и рабочая тема. Начиная с «Девушки со «Светланы», популярного стихотворения начала тридцатых годов, образ рабочего человека живет в поэзии А. Решетова, никогда не отходя на второй план. Это и русский мастеровой Илья Матросов, и строители Кировска в Хибинах, и замечательные представители рабочего класса Ленинграда.
В творчестве А. Решетова обе темы звучат неотделимо друг от друга, как металлы в каком-то чудесном сплаве. Это становится особенно понятно, когда думаешь о жизненном пути поэта — деревенского парня, пришедшего в город, ставшего сначала рабочим табачной фабрики, а затем выросшего в замечательного мастера советской поэзии.
Были на пути А. Решетова и немалые трудности, которые ему пришлось преодолевать, овладевая знаниями, обретая культуру.
Книга об Александре Решетове
Критико-биографический очерк Н. Пантелеймонова построен по хронологическому принципу: он разделен на три раздела, соответствующие главным этапам жизни поэта. В первом разделе, названном «Горячее дыхание», рассказывается о ранних годах творчества Решетова, о «горячем дыхании» эпохи, которое так умел чувствовать поэт, ставший в 1930 году членом Коммунистической партии. Он едет на строительство тракторного завода, более года живет и работает в Хибинах. Критик убедительно показывает, как связь с жизнью, интерес ко всему новому обогащает творчество.
Название второго раздела книги — «Огонь войны»—говорит само за себя. Участник войны с белофиннами, награжденный за участие в боях орденом, Л. Решетов прошел с армией весь путь от первого до последнего дня Великой Отечественной. На фронте он написал немало проникновенных стихов о русском солдате, о России, о Ленинграде. Война была для него тем испытанием, которое закалило его душу, напитало его стих суровой солдатской нежностью, о которой так прекрасно сказал он сам:
Огонь войны не сжег в душе, не выжег
Ни нежных чувств, ни дорогих имен...
Третий, и последний, раздел книги охватывает почти тридцатилетний послевоенный период жизни поэта, годы наибольшего расцвета его развивающегося таланта. Именно в эти годы поэт создает свои наиболее значительные произведения, исполненные больших чувств и незаурядного мастерства, такие, как «Мне в грустный час...», «Роща», «Походная быль», «Рассказ о сожженном голосе», «Бумажные цветы» и многие другие.